Шигаева Елена Петровна
учитель начальных классов

Моя педагогическая философия

эссе

Учитель. Кто он? Человек, дающий знание? Друг? «Мама»? Каким он должен быть?

У каждого из нас в школе, в колледже, в институте был любимый учитель. Вспомним, за что мы его любили?

Ещё в 1 классе я твёрдо решила, что буду только учительницей. Будучи семилетним ребенком, мне во всём хотелось походить на свою первую учительницу-Александру Николаевну. Я хотела быть такой же красивой, высокой. Носить такую же причёску и походить во всём на неё. Тогда для меня учитель должен был быть именно таким.

Идеалом учителя в годы учёбы в колледже для меня была моя классная руководительница - Сединкина Валентина Фёдоровна. Тогда я думала, что учитель должен быть именно таким как она: умным, энергичным и немного строгим.

После колледжа я поступила в Ишимский педагогический институт на факультет «Педагогика и методика начального образования». Нам посчастливилось быть студентами Дегтярёвой Надежды Александровны, она вела у нас лекции по русскому языку. Мы с нетерпением ждали встречи с этим педагогом. Почему? От неё шло какое-то душевное тепло. Она располагала к себе. Но больше всего нам нравилось, когда в конце лекции она начинала петь. И мы с заворожёнными лицами смотрели на неё, любовались этим человеком. И тогда я думала, что учитель должен быть именно таким.

Очень точно и метко об учителе написал известный писатель С.Л.Соловейчик: « Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор. Но его труда никто не видит. Он врач. Но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».
В школе может работать только тот человек, который любит детей. Любовь и добро в отношении детей - главный принцип моей работы. Для меня все дети - свои, родные. А как трогательно…когда нет-нет да окликнет увлёкшийся ученик: «Мама!».

Входя в класс каждый день, я вижу глаза детей, которые ждут от меня чего-то нового, доброго и прекрасного. Поэтому я нахожусь в процессе постоянного учения и учу ребят владеть информацией и применять её. Учу не бояться ошибок, уметь их анализировать и исправлять.
Мне кажется, что глобальная цель образования состоит в том, чтобы научить ученика лучше ориентироваться в жизни, быть способным найти своё индивидуальное место в ней, уметь строить свою жизнь такой, какой хотелось бы её видеть. Вероятно, образование имеет мало смысла, если оно не помогает понимать жизнь во всём её многообразии, со всеми печалями и радостями, всеми её тонкостями и необычайной прелестью. И главную свою учительскую, и вообще человеческую задачу я вижу в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью, причём не «воспитать» и не «формировать», а именно помочь ученику стать таковым. Если он сам того захочет и приложит для достижения цели значительные усилия. А вот вызвать и поддержать такое желание-это основная моя задача и она интересная, тем более что не имеет однозначного решения и в каждом новом классе её приходится решать заново, зачастую находя новые средства и методы. Я убеждена, что образование- процесс обоюдный, и без активных усилий ученика обречён на провал, каким бы замечательным не был учитель.

Много внимания я уделяю созданию обстановки комфортности, атмосферы, уважительности друг к другу на уроках. Обстановка эта складывается не сразу. Здесь важны многие вещи. В том числе и так называемые мелочи. Стараюсь обращаться к ученикам по именам, а не по фамилиям. Я отказывалась от проверки на уроке выполнения домашних заданий. Зато каждый урок начинается с фразы:  « Какие есть вопросы по домашнему заданию?» И ученики знают, что они могут задать любой вопрос, не опасаясь плохой оценки.

Даже ответы, на возникающие вопросы я предлагаю давать другим ученикам, сама же лишь комментирую или обобщаю, за исключением тех случаев, когда никто из учеников не справился с предложенной ситуацией. Развитие способности мыслить свободно, без страха, творчески - очень важная для меня педагогическая задача. Раскованности мышлению способствует и правильное отношение к ошибкам. Работу учеников стараюсь вести под девизом: « Ошибаться не стыдно-стыдно не знать!» Даю ученикам понять, что ошибка - нормальный этап в творческом развитии, нет нужды впадать в панику, а необходимо продолжить поиск пути к цели.

А на вопрос « Современный учитель... Каков он?» Я отвечу знаменитой цитатой классика русской литературы А.П.Чехова заменив слово человек на слово учитель. В учителе «должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…».